Главная

О храме

Новости

Богослужения

Воскресная школа

Статьи

Святыни храма

Карта благочиния

Полезные сайты


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Цвет надежды. Святитель Иоанн Златоуст о молитве

26 ноября (13 по старому стилю) Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста. Поздравляем!

Так молиться повелел Христос в Евангелии: сказав ученикам своим, чтобы они не молились подобно язычникам и не говорили лишнего (см. Мф. 6:7), Он дал нам и образец молитвы, научая, что быть услышанным [Богом] зависит не от множества слов, а от бдительности души. Но, скажет кто-нибудь, если нужно молиться немногими словами, то, как Он в доказательство того, что нужно непрестанно молиться, сказал притчу о том, что была одна вдова, которая неотступностью просьбы и частым приходом своим смягчила жестокого и бесчеловечного судью, не имевшего ни страха Божиего, ни стыда перед людьми? (см. Лк. 18:3 и сл.). Kак и Павел увещает, говоря: в молитве постоянны (Рим. 12:12) и опять: непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17). Произносить ведь немного слов и непрестанно молиться - это противоречит одно другому. Нисколько не противоречит - да не будет - напротив, одно с другим весьма согласуется. И Христос, и Павел заповедали творить краткие и частые молитвы с небольшими промежутками.
Если долго будешь произносить слова, нередко делая это без внимания, то дашь дьяволу большую свободу подойти к тебе, устроить ковы и отвлечь мысль твою от произносимых слов. А если будешь творить постоянные и частые молитвы, занимая все время частым повторением [их], то легко можешь сохранить внимание и самые молитвы будешь творить с большой бдительностью. Так поступила и она, произнося немного слов, но постоянно и многократно припадая к Богу. А когда священник заградил ей уста (таков смысл слов: уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее (1 Цар. 1:13)), то она принуждена была покориться священнику и прекратить молитву. Так загражден был у нее голос, но не заграждено стремление, напротив, тем сильнее взывало внутри сердце.
Это есть в особенности молитва, когда вопли раздаются изнутри; это особенно свойственно душе страждущей - произносить молитву не напряжением голоса, а устремлением ума. Так молился и Моисей. Kогда он ничего не говорил, Бог сказал ему: что ты вопиешь ко Мне? (Исх. 14:15). Люди слышат только звук голоса, а Бог прежде этого слышит внутренний вопль. Так можно быть услышанным, не произнося слов; и ходя по площади, можно молиться мысленно с великим усердием; и сидя с друзьями, и делая что бы то ни было, призывать Бога с великим воплем - разумею внутренний вопль, - не делая его известным ни для кого из присутствующих.

Восстенай горько, вспомни о грехах своих, воззри на небо, скажи умом: помилуй меня, Боже, - и твоя молитва кончена. Kто сказал: помилуй, тот исповедался, сознал грехи свои, потому что желать помилования свойственно согрешившим. Kто сказал: помилуй меня, тот получил отпущение грехов, потому что помилованный не наказывается. Kто сказал: помилуй меня, тот получил Царствие Небесное, потому что Бог, кого помилует, того не только освобождает от наказания, но и удостаивает будущих благ. Не станем же говорить в свое оправдание, что дом молитвы не близко: благодать Духа нас самих сделала храмами Божиими, если только мы бдительны; стало быть [молиться] для нас везде весьма легко.
Наше богослужение не таково, каково было прежнее - у иудеев, имевшее в себе много чувственного и обставленное множеством обрядов. Там молящемуся нужно было: и прийти в храм, и купить горлицу, и принести дрова и огонь, и взять нож, и стать пред жертвенником, и исполнить множество других постановлений. Здесь же [не нужно] ничего такого, но где бы ты ни был, везде с тобою и жертвенник, и нож, и жертва, потому что ты сам и жрец, и жертвенник, и жертва.
Где бы ты ни был, везде можешь поставить жертвенник, покажи только бодрую волю, и не помешает тебе ни место, ни время; нет, хоть ты и не преклонишь колена, не станешь бить себя в грудь, и не прострешь рук к небу, а только покажешь горячую душу, ты этим исполнишь все [нужное для] молитвы. Можно и жене, сидя за прялкою или занимаясь тканьем, обращать ум к небу и призывать Бога пламенно. Можно и мужу, выходя на площадь, или, идучи по своим делам, совершать усердные молитвы. Другому, и сидя в мастерской и сшивая кожи, [можно] вознести душу к Господу. Слуге можно, и покупая, и поднимаясь вверх, и сходя вниз, и занимаясь на кухне, совершать искреннюю и усердную молитву. Бог не гнушается местом, Он требует только пламенного сердца и смиренной души. А чтобы увериться тебе, что [для молитвы] требуется не [известное] положение тела, место или время, но мысль добрая и бодрая, [послушай, как] Павел, лежа в темнице распростертый, а не стоя прямо, как он, помолившись с усердием, лежа, потряс темницу и поколебал ее основание, устрашил темничного стража и затем привел его к святому Таинству. Также Езекия, не стоя прямо и не преклонив колена, но лежа на постели по причине болезни и обратившись к стене, с жаром и смиренной душой призвал Бога и тем отменил произнесенный уже приговор и привлек к себе великое благоволение [Божие], и возвратил себе прежнее здоровье. И это случалось не только с святыми и великими мужами, но и с порочными. Так, разбойник, и не стоя в доме молитвы, не преклонив колена, но, будучи распростерт на кресте, немногими словами приобрел Царствие Небесное. Один в тине и во рве, другой во рве и со зверями, третий даже в чреве китовом, призвав Бога, прекращали все бедственные обстоятельства и привлекли к себе вышнее благоволение.
Говорю это, чтобы убедить вас чаще приходить в церковь, и дома молиться в тишине в свободное время, и, преклоняя колена и воздевая руки, если же в какое-либо время или в каком-либо месте вы будете находиться среди множества других людей, - и тогда не нужно оставлять обычных молитв, но таким же образом, как я сказал любви вашей, молитесь и призывайте Бога, в надежде получить не меньшую пользу и от такой молитвы.

Большую силу имеет, возлюбленные, молитва, делающая невозможное для людей возможным. Помолился Моисей - и иссушил море, и провел евреев как бы по цветущему лугу. Помолился Иисус Навин - и обратил вспять струи Иорданские, и исполнилось написанное: что с тобою, море, что ты побежало? и что с тобою, Иордан, что ты возвратился вспять? (Пс. 113:5). Помолился Илия, вознесшийся на колеснице, и заключил облака, приносящие дождь, и опять разрешил их потом своей молитвою. Помолился тот же Илия - и бедной вдовице давал каждый день муку и елей в меру ее веры. Помолился ученик его Елисей - и соманитянка, будучи прежде бесплодной, вопреки надеждам, родила сына. Помолился Даниил - и ниспроверг Вила, убил змея и львов научил смотреть на небо. Помолились три отрока в печи - и пышущий пламень печи был погашаем. Помолился Езекия - и, исцелив свою болезнь, отвратил смерть и на пятнадцать лет увеличил срок своей жизни. Помолился Иона - и кит сделался кротким и на три дня принял его в своем чреве, чтобы показать, что для святых и в морских безднах найдется убежище. Помолился благочестивый Товит - и от руки Ангела получил свет. Помолилась Сарра, дочь Рагуилова, в Экбатанах - и обратила в бегство демона, губителя мужей. Помолились Сила и Павел, находясь в темнице, - и земля потряслась, двери темницы раскрылись и железные цепи оков распались, и все содержимые в узах оказались свободными. Помолился Петр - и Тавифу воскресил из мертвых. Помолился тот же Петр в Риме - и низринул Симона, летавшего по воздуху, и в то же время не допустил римлян бить его.
Молитва восставляет мертвых, прогоняет демонов, исцеляет болезни, разрешает смерть. О, молитва, подательница жизни, сокровищница здоровья, цвет надежды!







© 2011-2016 • Храм Сошествия Святого Духа города Саратова • duhososhestvie@mail.ru